Главная цель создания любого бизнеса, специализирующего на продаже машин – как можно больше заработать. Само по себе это вполне объяснимо и не приводит к осуждению. Но, к сожалению, в погоне за выгодой дилеры могут придумывать разные схемы, приводящие к тому, чтобы человек оставил у них как можно больше денег на то, что покупателю не нужно или не выгодно.
Рассмотрим самые частые случаи обмана в дилерских центрах
Ложная информация о наличии и цене автомобиля
Когда вы собираетесь в какой-либо автосалон, вы ожидаете приобрести там определённую модель по заранее известной цене. Для того, чтобы убедиться в наличии автомобиля, покупатель звонит в центр, где ему тут же сообщают, что, дескать, да, выбранная вами модель в наличии и по той цене, которую вы озвучили.
Окрылённый успехом гражданин едет в салон, где неожиданно (для него, а не для дилера, который заведомо соврал) выбранной машины нет или она продаётся совсем за другую цену. Тем не менее человек уже потратил время на поездку до продавца, настроился на приобретение товара, а значит, ему будет легко продать не только другую модификацию, но с огромным количеством допоборудования.
Чтобы не попасться на такую уловку, проще не тратить время на звонки, а объехать самостоятельно два-три ближайших автосалона и лично убедиться в наличии выбранной вами модели. Если вы едете из другого города, можно запросить коммерческое предложение, но не факт, что вам его вышлют и что нужный автомобиль не окажется «проданным», когда вы приедете.
Предварительный договор, составленный с уловками
Допустим, выбранной вами модели не оказалось в наличии. Дилер предложит заключить вам предварительный договор купли-продажи, в котором обязуется привезти необходимый товар в определённые сроки, нужной комплектации, цвета и технических характеристик. Цена в этом договоре тоже прописана, но продавец вполне может её изменить, если, к примеру, производитель повысит отпускную цену транспортного средства.
Если вы решили заключить такое соглашение, обязательно прочитайте все пункты. Особенно нужно обратить внимание на блок с предоплатой. Если вы внесли деньги, в документе должен быть указан этот факт, как и то, что это предварительный платёж, который будет безусловно и полностью возвращён при вашем нежелании выкупать заказанное. Продавец не имеет право требовать штрафов и неустоек за отказ в выкупе.
Скидки в прайс-листах
В последнее время многие автосалоны перешли на новый формат прайс-листов. Помимо обычной отпускной цены на автомобиль они ниже указывают цену с учётом всех коммерческих акций (сдача старого автомобиля в трейд-ин, скидка от производителя и скидка при оформлении кредита). Иногда эти две цены разнятся до полумиллиона рублей. В чём же подвох?
Во-первых, подобная «вкусная» цена – маркетинговый ход, позволяющий привлечь внимание большего количества покупателей. Во-вторых, на кредите и трейд-ин автосалон заработает ещё больше (как именно, мы расскажем ниже).
Действительная скидка, выгодная вам – скидка от автопроизводителя. Реальный дисконт от дилера в нынешних реалиях получить сложно, так как новые автомобили на рынке практически отсутствуют, многие бренды перестали работать с Россией – спрос превышает предложение.
Невыгодный трейд-ин
Напомним: главная задача дилера – заработать на покупателе. Это касается и трейд-ин. Даже если в предложении вы можете увидеть, что скидка при сдаче вашего старого автомобиля будет равняться полумиллиону рублей, хорошо подумайте, прежде чем пойти на этот шаг.
Во-первых, никто не гарантирует, что вы получите именно заявленную скидку – в реальности она будет в разы меньше. Во-вторых, при рыночной продаже старого автомобиля вы заработаете намного больше, чем от выгоды, предоставленной салоном в виде скидки на новое транспортное средство в обмен на старое.
Если у вас есть время и ваша машина достаточно популярна на вторичном рынке, не пожалейте сил и продайте её самостоятельно – так вы выручите намного больше. Трейд-ин стоит воспользоваться только в том случае, если у вас непопулярная модель или у авто есть недостатки.
Навязанные банковские продукты: кредит и страховки
На данный момент автокредит автоматически выдаётся со включенной туда страховкой – иначе, дескать, не будем кредитовать человека. Услужливые дилеры при этом успокаивают – можете досрочно погасить заём уже через два месяца, проценты будут только за этот период, а скидка за приобретение авто в кредит останется. В чём подвох? Во-первых, согласно Федеральному закону №353-ФЗ «О потребительском кредите» (автокредиты входят в эту же категорию), любой заёмщик имеет право вернуть деньги хоть на следующий день после заключения кредитного договора, любые ограничение в этом праве незаконны.
Во-вторых, кредит вы, может, и погасите, но стоимость оплаченных страховок вернуть вам не дадут, заставив подписать в момент заключения кредита дополнительное соглашение, по которому сопутствующие страховки будут обозначены, как невозвратные. Если вы попали в такую ситуацию, не отчаивайтесь. Даже после заключения подобных соглашений и взятия займа любой грамотный автоюрист оспорит подобного рода документы, ссылаясь на ст. 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которой продавец не имеет права выдвигать требование о покупке других услуг в дополнение к товару, который покупатель решил приобрести.
Лучше всего, разумеется, ещё в момент подписания договора максимально откреститься от всех пунктов подобного рода, а также обязательно сопоставить тарифы, озвученные сотрудником автосалона, с реальными от страховых компаний.
«Допы» от дилера и лишение гарантии
Ещё одна схема, встречающаяся повсеместно в салоне. Вы заходите на сайт производителя, знакомитесь с рекомендованной розничной ценой, после чего идёте к дилеру и видите совсем другие суммы. Продавец аргументирует это так: на машину было установлено дополнительное оборудование, поэтому если хотите, покупайте вместе с ним за большую цену, если нет, то никто ради вас машину «раздевать» не будет. В современных условиях дефицита, к сожалению, данный «трюк» часто срабатывает.
Многие дилеры вообще прибегают к схемам, приближённым к «серым». Вам продают машину и при этом объявляют: вы обязаны купить к ней «допы» и должны это сделать именно в их центре. Если вы не согласитесь, то вам говорят, что лишат вас заводской гарантии.
Стоит ли говорить, что отказ от навязанных дополнительных приобретений не только не может являться законным основанием для отказа в гарантийном ремонте, но и в принципе является прямым нарушением Закона о защите прав потребителей. Если вас запугивают подобным, не «ведитесь» на эти уловки.
«Неновый» новый автомобиль
Сложно найти хоть какую-нибудь адекватную статистику, содержащую данные о количестве и серьёзности повреждений новых автомобилей при транспортировке, но факт остаётся фактом: всегда есть шанс того, что автомобиль оказался жертвой человеческого фактора и получил ущерб ещё до начала эксплуатации.
При этом дилер не только не даст скидку при подобной ситуации, но и всячески постарается скрыть этот факт от покупателя. В дальнейшем, при перепродаже авто, естественно, вскроется наличие покрашенной детали, что существенно повлияет на цену сделки.
Отнеситесь со всем вниманием к машине, которую покупаете. То, что она продаётся в салоне, уву новая, может ничего не значить. Обязательно проверьте кузов толщиномером, обратите внимание на одинаковые цифры на симметричных деталях (крылья, двери). Если увидите большое расхождение, требуйте скидку или замену товара.
Акт приёма-передачи подписывайте только после тщательной проверки транспортного средства. Следование нашим рекомендациям при покупке позволит вам радоваться приобретению долгие годы.
Бесплатная консультация
Получите бесплатную помощь узкопрофильного юриста уже через 1 минуту